«Это вопрос времени.» И я говорю не только о названии игры. Так уж вышло, что судьба в детстве развела по сторонам консоль от Sony и меня. «Знаете ли Вы о Крэше Бандикуте?», - я спросил у друзей. Получил в итоге четкий ответ, похожий на язвительное: «за кого ты меня при принимаешь, совсем не уважаешь?» Серия оказалась любима всеми, оригинальные игры вызывают ностальгию и гордость за прохождение. Настает теперь моя очередь, причем сразу с четвертой части и без фанатизма. Обзором я попробую ответить, можно ли приобщиться к серии именно сейчас и насколько может быть приятным продолжение, если не чувствуешь «трепета в душе» от ностальгии.
Разобравшись с тем, кто такие бандикуты и с чем их едят австралийцы, запускаем. Играть придется за, собственно, Крэша (шок!) или его сестру Коко. Благодаря приятной графике, исполненной в мультяшном стиле, ролики на движке и геймплей практически не отличимы. Со стороны человек несведущий точно перепутает игру с мультфильмом. Крэш же внешне уникален. Как можно не полюбить глуповатого зверька? «Бандикут дождя» в котором мне удалось распознать с пониманием то очарование, которое всем импонирует. Иногда даже хочется вести себя также… крушить коробки и жрать фрукты! Различия между героями, сугубо, гендерные и интеллектуальные. Коко, несмотря на волосы цвета блонд, умна не по годам, впрочем, геймплейных элементов и особых навыков ей это не добавило. 1:0 в пользу слабоумия и отваги Крэша.
«Crash Bandicoot 4» — это именно «Платформер с большой буквы». Бесконечные прыжки, бег с препятствиями, полеты на летающих блоках и мерзкие, скользкие поверхности – всё это так знакомо. Пальцы уже дрожат? И не нужно думать, что игре нечего предложить. Да, это абсолютно классический платформер с уровнями типа «старт – финиш», с разбавлением их крайней редко нелинейностью. Развитие игры происходит внутри жанра, благодаря добавлению новых геймплейных элементов. Данную роль взяли маски, поиски которых ведут герои. Каждая из найденных масок дает одну из способностей, которая используется в определенных местах каждого уровня. Всегда использовать их не получится, но заскучать они не дадут. Классический «буллет тайм», игры с гравитацией и пространством, «ураганный геймплей» (маска темной материи делает Крэша особенно буйным) – использование масок постепенно дополняет геймплей, но не дает вариативности. Если игрок не хочет использовать способность, он просто не пройдет уровень до конца. Нелинейность же возникает эпизодично, когда путь двоится, хочется найти обход, или секретку со скрытыми ящиками.
Мир представляет собой набор мультивселенных, по которым придется путешествовать сумчатым героям. Ох уж эти мультивселенные и другие реальности! Тема крайне популярная, и отличия миров в пространстве и времени дали отмашку разработчикам на создание самых разнообразных локаций. «Toys for Bob» очень любят создавать разнообразные уровни. Эта черта идет у них еще с «102 Dalmatians», созданной в партнерстве с «Crystal Dynamics». Даже с ограниченными техническими возможностями (ну или возможностью «просто забить»), разработчики в своих играх стараются делать максимально не похожие друг на друга уровни. Наличие принципа «один мир – локации одного типа» не совсем соблюдается. Вот тропический, пиратский мир, а это ледяной. В каждом по несколько уровней, и все, вроде, должны быть похожи друг на друга, использовать одни ассеты. На деле же часто, уровни одного мира могут содержать новых врагов, частично измененный арт-дизайн, да и геймплейно различаться значительно. Потрясающее разнообразие, которое лишает игрока критических мыслей по поводу о якобы банальном разделении локаций. Весело и остановиться крайне трудно. А какие тут красоты? Несмотря на «коридорность», локации и фоны невероятно насыщены деталями, рай для любителя делать скриншоты.
Каждый из уровней можно пройти тремя способами: классическое прохождение, на время и усложненный режим «Инверсия». Никто не заставляет проходить уровни на 100% для прогресса, но это разве остановит настоящих перфекционистов? В процессе прохождения также открываются необязательные уровни, на которых можно сыграть за Мавну-бандикута, Дингодила (дингокрокодила?) и… главного злодея серии доктора Нео Кортекса. Каждый из них играется отлично от Крэша, и их уровни созданы для применения собственных способностей. Мне особенно понравился Дингодил с пылесосом. Жаль, засасывать врагов, помимо ящиков, не получится. Всё очень захватывающе и насыщено, а ведь я еще не упомянул про бонусные отрезки и усложненные флешбек-уровни.
Не затронуть тему сложности – тяжкий грех. В России игре присвоили «6+» и, если Вы хотите сломать чаду или себе психику (или закалить, тут как выйдет!), данный платформер «даёт прикурить» уже на первых уровнях. Неважно какой вариант игры придется по душе: «ретро» с ограниченными жизнями, или «современный» с постоянными возвратами на контрольную точку. Вы будете умирать десятки раз, и Вам для успехов поможет память, аккуратность и терпение. Только после запоминания всех особенностей и хитростей уровня игрок будет способен пройти уровень без смертей и максимально быстро. Дело даже не во внимательности. Игра настраивает на быстрый геймплей, но на деле время от времени только вдумчивое прохождение помогает сэкономить жизни. До первой погони…
Всю игру целиком можно пройти и за 4-5 часов, но на деле каждый из уровней может затянуть своей сложностью. Но не всё так хардкорно. В случае, если игрок из раза в раз не может пройти продолжительный участок, игра может случайно добавить на карту ящик с контрольной точкой, или подкинуть защитную маску. Правда, застревать придется и на коротких, но очень «потных» отрезках. Тут уже без послаблений. Битвы же с боссами получились пусть интересными, но крайне простыми, чекпойнтов чересчур много.
Игра обладает приятным управлением и чаще всего в неудачах обвиняешь себя сам. К сожалению, недоработаны некоторые элементы, связанные с 3D-окружением. Например, часто не хватает глубины и «чувства расстояния» для понимания делать тот же двойной прыжок или нет. Особенно это касается «блоков», расположенных на воде. В остальном, всё очень достойно, и если у игрока лапки – то виноват он сам. Терпеть и прогрессировать, друзья!
«Я не могу жать на "огонь" и на "прыжок" одновременно!» Рекс, «История игрушек 2» ©
Советую ли я игру? Разумеется. Фанат или нет, Вы получите замечательный олдскульный игровой опыт. Крэш даёт именно тот челлендж из игр детства, когда одни и те же уровни приходилось проходить много раз для продвижения. А ведь тогда и игры были не настолько продолжительные. «Crash Bandicoot 4» – дорогой и приятный во всех смыслах проект, который затянет на долгие часы. Крики, визги будут обязательно, зато в результате игра подарит невероятное удовлетворение.
Выражаю свою искреннюю благодарность компании-издателю "Activision Publishing, Inc" за предоставленный ключ. Игра пройдена на Xbox One X.